Викинги и их фигурки: новые свидетельства взаимодействия с культовыми антропоморфными объектами


Введение
Антропоморфное искусство эпохи викингов (ок. 750–1050 гг. н.э.) вызывает множество вопросов о символике, функциях и социальных ролях этих предметов. Ранее исследователи стремились идентифицировать фигуры как мифологических существ или как объекты, отражающие половые роли. Однако такой подход ограничивает понимание, скрывая, каким образом эти предметы создавались, использовались и взаимодействовали с людьми в повседневной жизни или ритуалах.
В этом исследовании применены микроанализ следов износа и Reflective Transformation Imaging (RTI) для изучения 10 знаковых антропоморфных предметов эпохи викингов. Основной акцент сделан на их «взаимодействии с миром» (intra-action), что позволяет рассматривать их не только как символы, но и как активных участников материального и социального мира.
Концепции и методы
Фигурки викингов были частью социальных, экономических и материальных сетей. Исследование использует концепции body-worlding и intra-action, подчеркивая, что объекты активно участвуют в формировании и изменении человеческой деятельности.
Методы включают:
Микроанализ следов износа: исследование следов использования, прикрепления и манипуляций.
RTI: создание детализированных 3D-изображений поверхности для изучения декора, технологий изготовления и последующих изменений.
Результаты
1. Многоступенчатое изготовление
Фигурки создавались с помощью литья, гравировки, полировки и штамповки. Некоторые были выполнены из серебра, часто переплавленного из арабских дирхамов. Лица обычно менее детализированы, чем костюмы, что указывает на осознанный выбор выделения определённых элементов. Степень полировки различалась на лицевой и оборотной сторонах, отражая сложные взаимодействия человека и объекта и возможное поэтапное изготовление.
2. Прикрепление, циркуляция и обёртывание
Большинство фигур имели петли или отверстия, что позволяло подвешивать их, оборачивать тканью или включать в другие объекты. Следы использования показывают разнообразие: одни фигурки активно использовались, другие создавались специально для захоронения. Это оспаривает предположение, что все фигурки носились как украшения, особенно женщинами.
3. Поломка и восстановление
Две фигурки демонстрируют намеренное или контролируемое повреждение. Фигурка из Реллинге (O3) имела доработанный сломанный локоть, а голова из Аски (O1) была намеренно отсечена. Эти действия отражают активное взаимодействие с объектами и параллели с человеческим телом, которое также могло быть разделено и повторно захоронено.
4. Захоронение
Большинство объектов было помещено в захоронения вместе с человеческими останками и другими артефактами. Некоторые подвергались кремации с сохранением металлической целостности. Это демонстрирует осознанное и значимое размещение, а не случайное или чисто декоративное использование.
Обсуждение
Фигурки эпохи викингов не были просто символами или украшениями. Они проходили сложные жизненные циклы, включая этапы изготовления, использования, прикрепления, циркуляции и намеренной поломки. Объекты использовались по-разному: некоторые служили украшениями, другие — для захоронения или оборачивались тканью, прикреплялись к другим предметам.
Гендерные интерпретации, например, что все фигурки «валькирий» предназначались для женщин, ставятся под сомнение. Некоторые фигурки ассоциированы с мужскими захоронениями, а их взаимодействие с людьми и другими материалами нельзя сводить только к гендерным или символическим предположениям.
Заключение
Исследование показало:
Многоступенчатое и сенсорно насыщенное создание фигурок.
Разнообразие способов использования и прикрепления, выходящее за рамки украшений.
Намеренное повреждение и восстановление маленьких металлических тел, отражающее процессы трансформации человеческого тела.
Подход, основанный на анализе взаимодействия объектов с миром, позволяет самим артефактам «рассказывать» о своих практиках, а не навязывать исследователю готовые категории или символические интерпретации.
Источник: Viking body-making: new evidence for intra-action with iconic Viking anthropomorphic ‘art’
Комментарии (0)
loginToComment
ВойтиИнформация
Просмотров
90
Комментариев
0
Рейтинг
0
Создан
25 ноября 2025 г.